В первый же год существования озера мы нашли питомник, я в котором продавались водные растения, и купили роголистник (по замыслу он как оксигенератор должен был насыщать воду кислородом), болотные ирисы, культурные сорта аира и осоки (предполагалось, что они придадут берегу естественный вид и не будут слишком агрессивными).
Болотные ирисы оказались желтыми, не слишком красивыми, быстро разрослись и осень мешают сгребать с берега опавшие листья. Но я их не трогаю, пусть растут.
[IMG]

[/IMG]
Та же история с осокой – издалека она выглядит симпатично, но каждую осень приходится ее скашивать, иначе весной в воде будут гнить прошлогодние стебли. Ходить она тоже мешает, но хотя бы не лезет в воду (растет только на суше) и медленно разрастается.
А вот культурный аир от дикого отличается только тем, что его намного легче вырвать. Разрастается очень быстро, при этом – с удовольствием растет на мелководье. Вырвала через три года под ноль.
На этой фотографии слева – ирисы, по центру – аир, а справа – осока:
[IMG]

[/IMG]
А самое грустное – это роголистник. Я очень хотела посадить оксигенераторы, потому что начиталась всяких книжек об озерах и знала, как важно насыщать воду кислородом. К сожалению, в книжках описывались озера с гидроизоляцией, которые, в крайнем случае, можно осушить и почистить. В каждой из этих книжек рассказывалось о том, какими страшными агрессорами являются элодея и ряска. И ни одного слова о роголистнике (кроме хороших, конечно).
Так вот, вся правда о роголистнике: это жесткое (почти колючее) растение, достигающее до полутора метров в высоту, разрастающееся с бешеной скоростью, и засоряющее дно отмершими частями. Мы купили совсем немного – объем равный примерно двум литрам и просто бросили на дно. Уже через пару лет мы заметили, что большая часть дна покрыта зелеными зарослями. Поначалу мы этому обрадовались, но еще через пару лет он начал мешать плавать – к середине лета уровень воды понижается, и в этих зарослях запутываются ноги, а поскольку заросли почти колючие, выдираться из них – удовольствие ниже среднего. А потом мы заметили, что на дне лежит толстый слой отмерших растений – роголистник однолетник и от целой шапки на следующий год живыми остаются только концевые почки. Все остальное медленно разлагается на дне.
Когда на поверхности воды появилась пахнущая тиной маслянистая пленка, мы поняли, что что-то пошло не так и нужно искать другие способы сохранять чистоту воды. Случилось это летом 2013 года, т.е. через пять лет после создания озера – до тех пор вода была чистой и пахла кислородом. О том, какие способы мы применяем теперь, я напишу отдельно.
Пять лет мы боролись с роголистником, постепенно уменьшая занятую им площадь. Весной и осенью – вытаскивали его со дна веерными граблями, как видно на фото:
[IMG]

[/IMG]
[IMG]

[/IMG]
В конце лета я ходила по дну (там, где позволял уровень воды) и вынимала водоросли руками или ногами. За лето урожай роголистника достигал 1000 ведер. Это не так страшно, как может показаться, потому что чаще всего за один раз вынимается полведра, а то и целое ведро (на фото за грабли зацепилось совсем немного водорослей, но это просто неудачная попытка, а удачных в архиве не нашлось), и весит ведро немного.
Наконец, в этом году весной дно выглядело почти чистым и мы роголистником не занимались. Осенью все оставалось в норме, будем ждать следующей весны и надеяться, что этот мрак остался в прошлом.