Часть третья.
Чегемское ущелье.
Исток реки Чегем берет свое начало в ледниках, поэтому ее основной разлив наблюдается в июле, в период их массового таяния. Но пониже она течет по рыхлым осадочным породам, поэтому чистой ее увидеть почти невозможно.
Поехали смотреть на нижние водопады, там есть такая красивая теснина, в которой обязательно нужно побывать и посмотреть своим глазами, что такое теснина – это когда глубина ущелья гораздо больше его ширины.
С погодой не очень повезло, тучи, туман, лишь бы дождик не пошёл… Федеральная трасса «Кавказ», не доезжая Нальчика, сворачиваем направо и едем сначала по кабардинским селениям с труднопроизносимыми названиями на вывесках:

Затем въезжаем в долину и едем уже вдоль реки Чегем, горы поднимаются все выше и выше, мы тоже. Проезжаем одно балкарское селение и приезжаем во второе, Нижний Чегем. Это настоящее высокогорное селение, пожалуй, даже почти аскетическое, ни мобильная связь, ни сигналы спутников в это ущелье не проникают, но зато туда проведен газ. На вид там не более 30 дворов, Я представляю, какая красота там в солнечный день, если и в хмурый так всё впечатляет:


Основа выживания в таких селениях – животноводство и сельское хозяйство. Ну и повезло, что в 2 км от этого селения находятся Чегемские водопады, куда ходят экскурсии. Продажа вязаных изделий из овечьей шерсти, шашлык, жареная горная форель, хычины немного помогают селянам зарабатывать на жизнь.
Очень небольшие сады, небольшие огороды, на которых никогда не вырастут помидоры или огурцы, ночи всегда очень холодные, основная культура – капуста, и ту пока еще рано высаживать, огороды только распахиваются, снег сошел недавно. Очень нехитрый быт, летние кухоньки, дети, играющие в стройматериалах…





Стройматериалы есть прямо под ногами, смотрите, как красиво получается!


На крутых осыпающихся склонах пасутся овцы и "горные" коровы:


И я знаю, где брать камни для альпийской горки:

И собственно, то, ради чего мы сюда приехали: уже на выходе из селения сразу есть первая вода. Вода здесь везде вокруг, не только река Чегем, вода во всех скалах, и не всегда она себе находит выход сверху и начинает реку, в этих скалах есть щели и отверстия, и вода прорывается, сочится, капает или под давлением вырывается прямо из скал. Питьевая.
И вот мы входим в теснину, внизу ширина долины 20 метров, а над нами нависают скалы по 300 метров.

Участки, где осыпи, пробегаем бегом, не очень приятно идти там, где есть знак «камнепад» и прямо на дороге лежат парочка камушков диметром сантиметров 60 во всех измерениях, не считая более мелких камней. Бегом под скалы, они твердые, они – защита.
И в нескольких местах скалы «плачут», через пару-тройку столетий там тоже будут водопады, мелкие или крупные.
Скалы не такие неприветливые, как это кажется издалека, даже такие крутые склоны Скалистого хребта пускают в себя жить растения. Там, где шумно бурлит Чегем, более влажно и более зелено:


А высоко, на казалось бы голых камнях, тоже еле видны подушечки растений, хорошая техника помогает рассмотреть их так, как будто бы ты совсем рядом.

А действительно рядом, с крохотными листочками, совсем крохотная примулка
И даже на самом верху нашли себе пристанище ели, видимо, там по кругу образовались террасы, и теперь ели окружают гору кольцами:
Вот так вода «режет» мягкие породы:

А это – сами знаменитые Чегемские водопады, «настоящий» водопад, где вода идет по поверхности, а потом срывается вниз – только один поток, самый большой, а по всей высоте скал множество потоков, струй, и просто брызг, вырывающихся из множества невидимых отверстий по всей плоскости скал, там стоит водяная пыль, в солнечную погоду там всегда около сотни больших и маленьких радуг, а зимой намерзает лед, но вода из крохотных отверстий высвистывает из скал с такой силой, что пробивает этот лед, заставляя намерзать красивейшие ледовые наросты.
Надышались, намокли, обратно в селение, где просто быстро, где бегом. А там разбрелись по дворам, где кому больше понравилось, кушать горную форель, самую вкусную рыбку на свете, никакие сёмги и осетры с ней для меня никогда не сравнятся.

Наелись, напились, и домой, а ехать нам аж час двадцать

.