|
Местный
Регистрация: 29.01.2009
Адрес: Киев
Сообщений: 1,349
Сказал(а) спасибо: 3,862
Поблагодарили 2,817 раз(а) в 429 сообщениях
|
Re: Сад ожившей мечты
Нашла очень интересную статью о истории английского сада, не нашла, в какой теме разместить, думаю здесь будет уместно.
"После войны (1642-1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений в искусстве. Впервые в Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так называемых «английских стилей». Англия становиться законодательницей мод по всей Европе Именно здесь, впервые в живописи появляется пейзаж как отдельно взятый жанр искусства
Важно отметить, что «регулярный» французский стиль отходит на второй план. И тема красоты и естественности, слияния человека с окружающим миром занимает ведущее место.
Наиболее характерно новые веяния проявились в области садово-паркового искусства.
Война изменила подход к пониманию садово-парковой архитектуры. Владельцы усадеб не относятся к искусственному ландшафту как к месту для увеселений, а как к среде обитания, словно к конкретной личности, как к убежищу от опасностей политической жизни. Возродилась древняя традиция сада—уединенного места для созерцания и размышлений, восходящая еще к философии древнегреческой и римской. Основная идея данной философии—совмещение красоты и удовольствия с пользой, а работы—с созерцанием природы.
Очень важную роль играет и христианская теология. Прежде всего, Ветхозаветное описание райского сада—Эдема. Адам до грехопадения был садовником, работал и наслаждался дивным садом, но и после изгнания добывал хлеб от земли. Соответственно, согласно христианской традиции, садоводство—один из чистейших и божественных видов деятельности, доступных человеку. Это попытка вернуться в рай, воссоздать его приблизиться к Богу.
Такая концепция появилась в средние века, в монастырских садах. Возделывая эти сады, монахи проводили время в размышлениях и созерцании мира, соединяя пользу и духовную жизнь.
Так же происходило и со средневековыми феодальными замками, на месте которых или по схеме которых строились теперь загородные резиденции, усадьбы.
Владельцы поместий решили воплотить мечту о земном рае в реальность. Происходит так называемая «Великая революция во вкусе». Её основными факторами являлись: любовь к природе, Восстание против формальности, романтизм и открытие новых территорий, а именно китайское и японское влияние. Целью стало создание идеального места пребывания.
Чтобы создать идеал, использовали, заимствованные из разных источников идеи. Идеи черпались из философии, политики, искусства, науки и даже экономики
Пейзажный парк—явление чисто философского порядка, как, впрочем, и любой другой садовый стиль, поскольку сад всегда отражает представления определенной эпохи о мире в целом.
Пейзажная живопись (прежде всего пейзажи Лоррена, Пуссена и С. Розы) была едва ли не основным источником вдохновения, а нередко и «цитатником» для устроителей пейзажных парков. Сооружение парков никогда не начиналось с умозрительного архитектурного плана, то есть создания системы, что было единственно возможным решением для предыдущей эпохи. Общая структура представляла собой совокупность отдельных видов, обычно программно связанных между собой, каждый из которых садовод сочинял как законченную картину, делая предварительные графические наброски или акварельные эскизы. В восприятии посетителя набор отдельных видов складывался в единый целостный образ сада
Парк в идеале должен воздействовать на состояние ума и души человека, он должен вносить гармонию в человека, и тогда он будет любить все вокруг себя.
От архитектуры как таковой требовалось улучшить ландшафт, преобразить его и слиться с ним воедино.
Слово «landscape» пришло в английский язык из Голландии , и было чисто живописным термином. Тогда этот термин не обозначал что-то такое, по чему можно ходить, на чем можно строить или продавать и покупать. Теперь «landscape» это идеальное место вне повседнесной жизни, частичка Эдема.
Английский парк, как уже говорилось выше был создан не только по типу монастырских садов, но и античных вилл. Идеалом античной виллы было соединение с природой, следовательно отсутсвие границ и симметричной системы парка.
Первым шагом на пути к созданию нового английского парка стал отказ от визуальных границ. Исчезла граница между парком и окружающим пейзажем.
Регулярность и прямые аллеи будут изгнаны из парка, а гарантом целостности картины мира станет сам человек. Устоявшиеся каноны барокко пошатнулись, а «возвращение к природе», к простоте крепнет все более и более. Неизбежным становится отказ от искусственности, пышности, сложности, парадности и линейности.
Что же касается архитектуры на территории парка, то здание интегрируется в пейзаж и существует по его законам. Архитектурные принципы уступают место живописным, иррегулярность становится главным достоинством постройки. В этой ситуации парковые павильоны приобретают совершенно новую для архитектуры задачу—они должны воздействовать на чувства зрителя, вызывать в нем определенные ассоциации и настроения.
Безусловно, что это рождение нового стиля, а не отказ от него и переход к дикой природе. «Естественная природа», термин, так широко употребляемый в эпоху расцвета паркового строительства,—не означает дикая, необузданная, запущенная. Это специально придуманная схема насаждения тенистых аллей, зеленых лужаек и полян, «свободно» растущие и представляющие собой яркие, сочные живописные пятна в общей концепции построения парка группировки деревьев и кустарников. Специально создаются или сохраняются ущелья, холмы и долины, вместо золотых фонтанов «строятся» водопады и ручьи. Но все-таки «природность» пейзажных парков—все тот же «стиль» и условность художественного символа.
На первый взгляд можно было бы выделить два основных стиля:
Формальный (регулярный)
Естественный (пейзажный),
но их гораздо больше.
Forest style (Лесной стиль)
Король Георг I (с 1714г.) мало заботился об искусстве и о садово-парковом искусстве, в частности. Поэтому контроль над культурной отраслью в государстве взяла молодая аристократия. Это было началом самого плодотворного столетия для садово-паркового искусства.
Главной особенностью этого раннего, сложившегося уже в начале века, стиля были многочисленные аллеи и плотное насаждение лесных деревьев.
Они сохраняют ещё многие черты регулярного парка, хотя и становятся более тихими и уединенными, с большим количеством лесного массива. От французского регулярного парка остались расходящиеся аллеи (лучи), перспективные решения. Но если во французском парке были пышные придворные церемонии, праздники и балы, на которые и был рассчитан парк, то здесь никакой придворной жизни, скорей наоборот идиллия тихого сельского обитания.
Все гораздо проще, чем во французских парках. Нет ни фигурно подстриженных кустов, ни искусственных партеров, но все же геометричность остается. Впервые уделяется внимание к особенности рельефа местности, что является шагом к более естественному стилю паркового искусства. Зачем срывать холмы и разбирать водопады, оставить их на местах будет и дешевле и натуральнее.
Augustan Style (Августианский стиль)
Это была попытка писателей, художников, архитекторов возродить славу Рима, периода первого императора, который принял Рим кирпичным, а оставил мраморным.
Одним из ведущих архитекторов, работавших в этом стиле, был Уильям Кент. Современники называли Кента «отцом современного сада».Кент любил придавать аллеям, каналам, фонтанам, прудам «естественный» облик, в отличие от геометрических форм в XVII веке. Кента интересовал ландшафт как картина, а не как некий четкий план. Его основными принципами были перспектива и игра светотени. Его интересовал «античный» ландшафт, поэтому он и Бриджмен наполняли сады и парки статуями, храмами, гротами и «пещерами отшельников». Это были статуи Цезаря, Помпей, Цицерона и др.
Это была эпоха, когда ландшафтный дизайн был «благородным» искусством для изысканной аристократии. Многие аристократы любили античность и пейзажную живопись, а парковое искусство соединяло в себе эти две вещи.
Serpentine Style (Извилистый стиль)
Основоположником этого стиля является Ланселот Браун, по прозвищу «способный». Название этому стилю дал Хэмпри Рептон, сказав « современная извилистая парковая архитектура».
«Августианский» стиль перешел в «извилистый» в связи с переменой во вкусах. Обращение к античности не давало возможности широкого поля фантазии, оно требовало выполнения определенных правил и канонов. Теперь в модель парка включалось огромное воображение художника.
Этот стиль складывался с 1709 по 1748 гг. Он ознаменовал переход от рационализма к эмпиризму. Появляется уже абсолютно обоснованная иррегулярность.
Главным принципом этого стиля становится желание учесть и обыграть условия местности. Этот стиль можно назвать символичным, ассоциативным, аллегоричным.
Расцвет стиля обычно связывают с началом карьеры Л. Брауна. Главная его характерная черта—извилистые линии и формы.
Стиль его узнаваем сразу. Его линии сравнимы с линиями женского тела. Все очень естественно, гармонично и целостно. . Его широкие, мягко стелящиеся газоны, искусно разбросанные группы деревьев и извивающиеся озера буквально революционировали парковое искусство во всей Европе и Америке.
Ещё при жизни его провозгласили в культурных кругах гением и законодателем мод, а его работы считались истинно «английскими» и «естественными» по всей Европе. И его творчество по праву можно назвать стандартом и фундаментом всей английской парковой архитектуры.
Picturesque Style (живописный стиль)
В конце XVIII века очень популярным становиться С. Роза, а так же природа Альп и вообще дикая природа. В 1790-е годы вкусы снова изменились и линеарность «извилистого» стиля сменила любовь ко всему «дикому», «скалистому», «лесистому». Стали сажать разнообразные растения из других стран. Во многом это связанно с путешествиями и впечатлениями от других стран, особенно от тех, которые находятся в Альпах. Экзотические растения соседствовали с английскими и выглядели вполне гармонично.
Гладкость и мягкость сменяются «дикостью» и экспрессией. Основными принципами таких парков были: разнообразие, сложность и запутанность, суровость и мрачность. Произошел и отказ от искусственных аллей и мощеных дорожек, подстриженных по шаблону кустов и деревьев, регулярной разбивки, прямых углов и геометрических форм, от газонов и прудов, аккуратных лужаек и клумб. Нужны разнообразие и светотеневые эффекты, интересные ракурсы и хаотично посаженые деревья. Однако перед самой усадьбой, считали они, все должно быть аккуратно и четко.
Landscape Style (Пейзажный стиль)
Это своего рода сумма всех предыдущих стилей. Это, безусловно, самый значительный стиль. Схема загородного поместья выглядит приблизительно так: первый план—«прекрасная» терраса, затем переход к «живописному парку», и, наконец, «величественный» задний план, открывающийся из парка—горы, море, река, вид на лесные дали.
Таким образом, «пейзажный стиль» вобрал в себя элементы всех других вышеперечисленных стилей. Терраса первого плана—от регулярного парка, дальние перспективы—от «лесного стиля», парковая зона «перехода» (средний план)—от «извилистого», а задний план—«живописный парк».
Соединение с природой, отказ от визуальной границы парка, насаждение в парках разного рода театрализованных под естественную природу элементов, руин и экзотических деревьев, переход к иррегулярности и живописности, ориентация на картину, а не на четкий план, воспитание романтических чувств в человеке при помощи литературы и изобразительного искусства, отказ от замкнутости и картезианства, переход на познание мира эмпирическим путем—вот основные черты нового парка.
|